В Кургане прошло заседание Координационно-методического совета нотариальных палат Уральского федерального округа. В заседании Совета приняли участие президент Федеральной Нотариальной палаты К.А. Корсик, президенты нотариальных палат и нотариусы субъектов Уральского федерального округа, заместитель директора Фонда «Центр инноваций и технологий» К.В. Малов, руководитель Управления Росреестра по Курганской области О.В. Молчанов, заместитель руководителя Управления В.В. Мохов, заместитель начальника отдела регистрации и учёта налогоплательщиков Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области О.С. Чубейко.
В первый день проведения Совета обсуждались проблемные вопросы нотариальной практики, в частности, применение статьи 67.1 Гражданского кодекса РФ «Особенности управления и контроля в хозяйственных товариществах и обществах», удостоверение договоров отчуждения долей в обществах с ограниченной ответственностью, актуальные вопросы применения Правил нотариального делопроизводства и др.
Среди докладчиков в программе второго дня работы Совета выступили представители Управления.
Руководитель Управления О.В. Молчанов поприветствовал присутствующих и поблагодарил представителей нотариальных палат за тесное и плодотворное сотрудничество. При этом Олег Владимирович отметил, что нотариальное сообщество Курганской области взаимодействует с Управлением не только в решении непосредственно возложенных на него рабочих вопросов, но и принимает активное участие в проводимых публичных мероприятиях консультационного характера (Днях оказания бесплатной юридической помощи, Днях Управления − выездных рабочих встречах на базе районных администраций, проводимых с привлечением в качестве участников представителей органов государственной власти регионального уровня, руководителей территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов муниципальной власти, сотрудников иных взаимодействующих организаций, председателей крестьянских (фермерских) хозяйств, представителей СМИ и общественности), работе коллегии Управления и Общественного совета при Управлении, действующего с 2011 года.
От своего имени руководитель Управления вручил Благодарственные письма президенту Нотариальной палаты Курганской области Н.П. Вшивковой и помощнику президента НПКО по законодательно-методической работе А.А. Веселовой за сотрудничество в деле повышения правовой грамотности населения в сфере государственной регистрации прав, земельного надзора и кадастрового учёта.
Одной из важнейших тем для обсуждения на заседании Совета стал вопрос взаимодействия нотариата и Росреестра по направлению предоставления документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Как отметила в своем докладе член правления НПКО Т.Ю. Ушакова, нотариусам Курганской области удалось наладить чёткое взаимодействие с Управлением. Год от года растет количество регистрационных действий, совершаемых на основании заявлений, подаваемых нотариусами. Так в 2013 году на основании таких заявлений совершено 397 регистрационных действий, за 10 месяцев 2014 года – уже 677 или 170,5% от уровня всего прошлого года. При этом Т.Ю. Ушакова также дала высокую оценку совместной работе Управления, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области и ГБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг», в том числе отметила четкость работы с заявителями, отсутствие очередей, доступность различных электронных сервисов, упрощающих получение государственных услуг Росреестра, оперативность работы с документами, а также эффективную систему обратной связи с заявителями.
Заместитель руководителя Управления В.В. Мохов в своем выступлении помимо общих вопросов организации сотрудничества Управления с НПКО заострил внимание на правовых аспектах взаимодействия органов государственной регистрации прав и нотариата, сроках регистрации на основании нотариально заверенных документов, вопросах электронного взаимодействия с нотариусами, проверки сведений об удостоверенных нотариусами доверенностях. Для упрощения процедуры доступа к сведениям ЕГРП Управлением выдано более 780 ключей доступа к «Информационному ресурсу», из них нотариусам - 42. Положительным является тот факт, что в текущем году запросы от нотариусов в бумажном виде в Управление практически не направлялись: из более чем 11 тысяч запросов, поступивших от нотариусов, 99,6% поступили в электронном виде.
Среди предложений, озвученных представителями нотариальных палат в рамках «круглого стола», основную массу составили вопросы развития электронного взаимодействия с Росреестром. Так, в ходе обсуждения рассмотрен пример практики зарубежных стран, где работа нотариусов значительно оптимизирована за счет организации их доступа к сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в режиме онлайн. Кроме того, обширным полем для взаимодействия и обмена информацией, по мнению нотариусов, является нормализация и стабилизация рынка недвижимости в части предотвращения заключения сделок, которые в последующем могут быть признаны недействительными.
В заключение своего выступления заместитель руководителя Управления В.В. Мохов подчеркнул, что и Нотариальная палата и Управление Росреестра работают сегодня во имя одной цели – своевременного и качественного оказания услуг заявителям, поэтому не стоит останавливаться на достигнутом, а следует искать новые горизонты для развития продуктивного сотрудничества.